воскресенье, 14 ноября 2010 г.

Развитие речи

Особо важное место при занятиях с детьми занимает развитие речи. Нужно обучить детей говорить осмысленно, привить любовь к чтению, обогатить речь. Поведение ребенка регулирует интерес. Даже самых неразговорчивых увлекательная беседа заставляет принять участие в игре. В основе развития интересов лежат наблюдательность и любознательность, поэтому необходимо учить детей видеть и смотреть, привлекайте внимание детей к различным явлениям природы окружающей среды. Например, вы с ребенком вышли на улицу, а на улице идет дождь. "Опять льет" - подумаете Вы. А что ребенку скажете? Как Вы будете говорить с ним?
Можно загадку загадать:

«Мокнут люди у ворот.
Не пешеход, а идет.
Ловит дворник его в кадку.
Очень трудная загадка?»
или:
«Идет он в поле и в саду,
А к нам не попадёт
И никуда я не пойду,
Покуда он идет…»

Если сам ребенок не смог, объясните отгадку. Спросите его, почему идет дождь? Какой он? (Холодный, колючий, теплый и почему, тихий, ласковый, мягкий, ледяной). Спросите, а может идти дождь, когда солнце светит? Предложите ему придумать сказку или загадку про дождь. Ребенок растет любознательным, общительным, быстрее овладевает культурой речи если с детства приучать его к интересной книжке, к поэзии. В.Г. Белинский писал: "Пусть ухо их приучается к гармонии русского слова, сердца переполняются чувством изящного; пусть и поэзия действует на них, как и музыка прямо через сердце, мимо головы, для которой еще настанет свое время, свой черед."

Первое знакоство малыша со сказкой. Герои самые знакомые и понятные ребенку: Репка, Курочка Ряба, Колобок, Петушок... Разные предметы и звери действуют, как люди, а все невозможное становится возможным. Это радует и увлекает ребенка, делает сказку понятной и близкой. Сказка одновременно будит чувства и ум ребенка. Он испытывает удовольствие, когда добро побеждает зло, переживает за героев сказок, восхищается отважными, сочувствует слабым.

В воспитании любви к книге незначительные, на первый взгляд, моменты играют положительную роль. Например, наличие собственной полочки или может библиотеки с книгами, дает возможность обмениваться книгами с товарищами, это вызывает у детей подлинный интерес к книге. Рассматривание иллюстраций в книге имеет большое воспитательное значение. Они помогают ребенку запомнить и понять прочитанное. Разглядывая картинки, можно побывать в тропических лесах и на севере, узнать, как живут дети в других странах.

Когда ребенок рассматривает рисунки в книге, научите подмечать интересные детали. Чтобы ребенок внимательно рассматривал изображенные картинки, родители должны постараться задавать направляющие вопросы: " Как зовут этих людей? Что здесь нарисовано? Что выражают их лица и позы? Что они делают?" Хорошо, когда дети и родители делятся о прочитанном своими впечатлениями. Надо приучать детей беречь книгу. Невозможно воспитать любовь к книге без навыков культурного обращения с ней.

Необходимо включать детей в осмысленную деятельность, в процессе они сами могут обнаруживать все новые и новые свойства предметов, замечать их различия и сходства. Сначала узнайте у ребенка, как он сам думает? При этом нельзя пичкать сразу готовыми знаниями и отмахиваться от детских вопросов. Надо дать возможность ребенку приобрести свой опыт самостоятельно.