суббота, 13 ноября 2010 г.

Хочет ли Ваш ребенок в школу?

 

Психологам часто приходится слышать жалобы от учителей и родителей первоклассников на инфантильность детей, на преобладание у них игровых, а не учебных мотивов. Дети играют на уроках приносят в школу какие-то игрушки и при этом не понимают, зачем их заставляют расставаться с любимыми куклами, машинками и т.п. Такие дети обычно воспринимают положительно только игровые ситуации, они не приучены ограничивать свои желания, преодолевать трудности; их поведение носит импульсивный (малообдуманный) характер. А учение требует постоянных усилий над собой, необходимость сдерживать, контролировать свое поведение, заниматься тем, что не всегда нравится. Все это может стать причиной для негативного отношения к школе.



     В процессе консультирования дошкольников часто можно столкнуться с их страхами перед школой: они боятся, боятся, что в школе их будут ругать за плохое поведение, боятся что у них будет строгая учительница, которая будет ставить им двойки, что потом их будут наказывать родители и т.д. Обычно эти страхи связаны с тем,
 что в семье уже есть дети, которые ходят в школу, и процесс их учения всегда связан с большим количеством отрицательных эмоций, которые накладывают отпечаток и на младшего ребенка-дошкольника. Или бывает так, что страх приносят сами родители. Например, мама говорит: «Боюсь, что будет, когда Алеша пойдет в школу — он такой ранимый, а учителя такие строгие и дети будут его обижать?» Подобные разговоры способствуют появлению страхов и обсуждение разных «страшных» историй из школьной жизни родителей или детей их знакомых.

     Конечно, не стоит «рисовать» только радужные картины будущей школьной жизни и обещать ребенку небывалых успехов в учебе. В связи с этим можно утверждать что одним из важных условий благополучного начала обучения в школе, одним из показателей готовности ребенка к обучению является его сознательное стремление к школе, присутствие у него интереса к школьно-учебной деятельности, т.е. сформированность школьной мотивации.

    Школьная мотивация включает в себя: наличие познавательных интересов (ребенку нравится чтение книг, решение задач, выполнение других интеллектуальных заданий); понимание ребенком необходимости учения как обязательной, ответственной деятельности; минимальное увлечение к игровым и прочим развлекательно-занимательным (дошкольным) элементам деятельности; эмоционально-благополучное отношение к школе.

    Что же делать, если у ребенка школьная мотивация отсутствует? Не играть с ребенком, а только постоянно говорить ему слово «Надо!» Но с таким подходом мы навсегда лишим ребенка интереса к интеллектуальным занятиям, и еще до школы эти занятия будут восприниматься им как тяжелый труд, и малыш не научится получать удовольствие от них. В результате обучения в школе станет мукой и для него, и для вас. А если постоянно играть с ребенком, предоставлять ему полную свободу выбора занятий, тогда что же он будет делать в нашей «нормативной» школе?

    Ответ на данный вопрос не прост и не однозначен, он требует индивидуального и творческого подхода, а главное, способности уловить момент, когда можно переходить от сформированного игрового мотива к учебному. Ведь потребность в игре и движении сохраняется на протяжении всего периода обучения в начальной школе. Поэтому, встречаясь с нежеланием ребенка что-то делать, в первую очередь подумайте не о том, как заставить, а о том, как заинтересовать.

    Как же заинтересовать?

     Доверьтесь ребенку, предоставьте ему  больше самостоятельности. Пусть малыш делает «открытия» сам, не спешите преподносить ему знания в готовом виде. Постарайтесь показать необходимость каждого знания, приводите примеры. Связывайте новые знания с уже усвоенными, понятыми. Задание не должно быть ни слишком легким, ни слишком трудным. Оно должно быть по силам вашего  ребенка. Сами проявляйте интерес к занятиям, создавайте положительный эмоциональный фон.

    Дайте ребенку ощутить свои успехи, достижения. Отмечайте его «рост», терпение, старание. Объективно оценивайте возможности и способности своего ребенка. Не сравнивайте его с другими детьми, а только — с самим собой. Например, не следует говорить: «Ну, посмотри на Диму, как быстро он выполнил это задание, не то что ты!» Лучше сказать так: «Сегодня ты выполнил это задание гораздо быстрее, чем вчера!» Такой подход будет ориентировать вашего малыша на собственное совершенствование.