суббота, 13 ноября 2010 г.

Развитие крупной и мелкой моторики

     Одна из категорий, которая входит в понятие о готовности к школьному обучению: это развитие крупной и мелкой моторики. Под крупной моторикой понимается умение ребенка твердо и прямо ходить, прыгать, бегать, точно кидать и ловить мяч, на протяжении определенного отрезка времени носить большие предметы, не очень легкие вещи, застегивать пуговицы, завязывать шнурки и т.п. Под мелкой моторикой подразумевается умение владеть карандашом, ножницами, кисточкой, иголкой. Информация и сведения должны быть логически взаимосвязаны между собой и при первой же необходимости "выдаваться", т.е. главным является качество знаний, четкость представлений и степень осознанности.

    Совсем не обязательно требовать какие-то методики с баллами, лучше внимательно понаблюдайте за своим малышом и сделайте выводы, понятные Вам и ему, а потом составьте вместе "план, что нужно для учебы".

     На что нужно обратить внимание? Например: линии на рисунке должны быть не дрожащие, неровные, прерывистые а, прямые; ребенок должен уметь "видеть строку" и рисовать или писать в ней; "видеть клеточки" и точно и четко выводить в них рисунок. Не нужно насильно готовить ребенка к школьному обучению, а во-первых поинтересуйтесь его желаниями, во-вторых, определите уровень сформированности психических процессов ребенка. Развивая мелкую мотрику, равно как и крупную, Вы помогаете ребенку сформировать синаптические связи.

    В совместных занятиях и в играх непременно учитывайте эмоциональное и физическое состояние ребенка: он не может плодотворно работать, будучи усталым, больным, в плохом настроении или без желания. Обратите внимание на развитие кисти ребенка. Доказано, развитие кисти ребенка играет важную роль в формировании головного мозга и развитие одной из его функций - речи, мелкая мотрика здесь имеет большое значение. Кисти рук хорошо развиваются при занятии рисованием, конструирование, лепка из пластилина, изготовление разных поделок.

    Для мелкой моторики весьма полезны все виды рукоделия: вязание крючком, вышивание, пришивание пуговиц и т.д. Конечно, занимаясь лепкой, конструируя из мелких деталей,  рисуя, ребенок не может научиться писать, но рука у него разовьется, и она станет ловко справляться с фломастером, карандашом. Один или два раза в неделю нужно заниматься подготовкой руки ребенка к письму. Нужно помнить, что 5-6 летний ребенок не может более 3-х минут писать непрерывно, он устает, могут появиться ошибки, поэтому через 2-3 минуты необходимо сделать перерыв - провести небольшую зарядку.

    Обращайте внимание ребенка на форму, цвет, величину и другие свойства предметов, объясняйте причину явлений, происходящих вокруг; учите сравнивать предметы, происходящие явления, случаи из жизни с целью обнаружения сходных и различных признаков. Не обрывайте поток вопросов или фантазий ребенка, запаситесь терпением.

    Фантазия у детей беспредельна. Главное во время занятий и игр не упустить прекрасные воспитательные возможности.