суббота, 27 ноября 2010 г.

Гиперактивность детей и консерванты

Красители и консерванты, используемые пищевой промышленностью, могут негативно влиять на настроение и поведение детей.
        К такому выводу пришли английские учёные из исследовательского центра по изучению астмы и аллергии.
Речь — о, так называемом, синдроме гиперактивности.
Заболевание это своеобразное — видимых изменений мозга при нём нет.
Но вот, его функционирование — нарушается весьма ощутимо.
Дети с таким синдромом становятся просто неуправляемыми.
Они, как будто, не слышат ни родителей, ни педагогов, ни сверстников.
И, естественно, не реагируют на них, живя в бешеном и бестолковом ритме.
        Всё это сопровождается немотивированными приступами неадекватного поведения, которые час-то сопровождаются агрессией.
Будучи очень моторными — неусидчивыми, подвижными, капризными — они изводят учителей и друзей.
Все эти симптомы часто начинаются в раннем детстве. Но главные проблемы возникают, когда ребёнок идёт в школу.
        Им труднее учиться, у них обычно жуткий почерк, неправильная речь. Они не могут сосредоточиться на учёбе.
        К подростковому возрасту, гиперактивность нередко уходит, но неспособность к учению, обычно сохраняется.
У 15-20% эти симптомы остаются и во взрослой жизни.
        Психологи обнаруживают у них склонность к асоциальным действиям и другим расстройствам настроения.
По разным данным, гиперактивность встречается у 2-20% школьников.
        Такой разброс понятен: не всем активным детям хочется «пришивать» почти психиатрический диагноз.
       
Врачи изучали влияние нескольких искусственных пищевых красителей и одного консерванта на гиперактивность детей, по заказу английского правительства.
И, что очень важно, правительство признало результаты исследования объективными.
Такое случилось впервые.
        До этого медики, родители и общественные организации тоже обвиняли пищевые добавки в способности провоцировать гиперактивность у детей.
Но, правительственные органы всегда держали сторону производителей питания, которые ссы-лались на недостаточность научных данных по этому вопросу.
        Согласитесь, такая презумпция невиновности «пищевых добавок» выглядит весьма странной: вину их должны доказывать потребители, а в это время, производители подобных продуктов будут травить пищевыми добавками весь мир, включая и детей.
        Дело в том, что существующая система регистрации добавок явно недостаточно изучает их безопасность.
А в отношении того, что они могут стимулировать гиперактивность у детей, вообще никаких испытаний не проводится.
        Запрет на многие добавки приведёт к огромным потерям в пищевой промышленности, и агрессивная политика пищевиков, в общем, понятна.
        Есть своя логика и в позиции правительств, традиционно их поддерживающих: вред от добавок редко бывает сиюминутным, обычно, он подобен долгосрочным «перспективам».
И разбираться с ним придётся не работающим правительствам, а уже следующим поколениям чиновников.
Исследователи полагают, что, если подозреваемые добавки убрать из продуктов, это состояние будет встречаться в три раза реже.
Кстати, от этого была бы не только психиатрическая польза.
Многие из «гиперактивных» добавок вызывают аллергические и подобные им реакции.
        Вот список этих «героев», чьи имена начинаются на букву «Е»: красители —
Е102 (Тартразин),
Е110 (Жёлтый закат),
Е122 (Кармуазин),
Е124 (Понсо 4R)
и консервант —
Е211 (Бензоат натрия).
Применяются они все очень широко и в самых разных продуктах.
Пользуясь этим списком, вы можете попробовать подобрать для своего ребёнка питание, которое не будет способствовать гиперактивности.
Но, поверьте, это будет непросто. Достаточно привести только один факт: почти все газировки содержат бензоат натрия (Е211).
Чтобы понять масштабы экспансии «гиперак-тивных» добавок в детские продукты, приведём данные исследований, проведенных в Великобритании фирмой Oiganix.
        Красители использовались в
78% детских десертов,
42% детских молочных коктейлей,
93% детских конфет,
18% батончиков-мюсли,
24% детских сыров,
23% детских завтраков,
14% сухофруктов,
41% напитков для детей,
32% чипсов и прочих несладких снеков.
Думается, в России таких продуктов — не меньше.