воскресенье, 7 ноября 2010 г.

ОСОБЕННОСТИ ГОТОВНОСТИ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК К ШКОЛЕ

     Когда речь заходит о готовности к школьному обучению, то традиционно всплывает образ некого «усредненного» ребенка, лишенного не только индивидуальности, но половой принадлежности. Однако в реальной практике такое уникальное явление встречается крайне редко. Чаще всего у ребенка какие – то качества, значимые для обучения в школе, сформированы лучше, какие – то хуже, что в во многом как раз и определяется тем, кто же ребенок – мальчик или девочка. Иными словами, мальчики и девочки 6-7 лет готовы к обучению в школе весьма неодинаково, поэтому и проблемы обучения в школе у них разные.
      Установленные различия заключаются в несколько лучшей как интеллектуальной, так и эмоционально – личностной готовности девочек, в силу чего они, оказавшись в начальной школе, имеют ряд преимуществ. Так, средний балл успешности мальчиков по основным школьным предметам составляет 3,9 б., а у девочек – 4,3 б. ( по 5-б. шкале), а утомление к концу 1 класса у мальчиков в среднем в 6 раз выше, чем у девочек.
        Вам, уважаемые родители, эта информация позволит своевременно обратить внимание на развитие у ребенка тех или иных психологических характеристик, определяющих будущую школьную успешность вашего ребенка.
1.      Интеллектуальное развитие.
    Успешность мальчиков определяется развитием их интеллекта, т.е. чем лучше у мальчика развиты все стороны интеллекта, тем лучше он будет учиться в школе.
    А вот у девочек такой взаимосвязи нет. Если предлагаемые задания девочке нравятся, вызывают интерес и положительное эмоциональное отношение, то девочка использует все свои речевые возможности для получения высокой оценки, а если не нравятся, то данные возможности вообще не используются. Можно сказать, что успешность девочек в школе во многом зависит от их эмоционального отношения к учебному процессу, и к учительнице.                
2.      Развитие высших психических функций.
     Так, у мальчиков успеваемость зависит от развития слухоречевой памяти, а у девочек – от развития произвольного внимания и поведения.
3.      Личностные психологические качества ребенка.
      Большое значение для школьной успешности имеет личностная тревожность. Лучше всего в начальной школе учатся мальчики со средней и высокой личной тревожностью. А вот у девочек наблюдается противоположная картина: самые высокие оценки получают девочки со средней и низкой тревожностью. Высокая же тревожность приводит к формированию боязни школы и неуспешности.
        Объясняются такие различия тем, что высокая тревожность по-разному влияет на мотивацию учения у мальчиков и девочек. Мальчика такая ситуация заставляет серьезно озаботиться получаемыми оценками и собственным соответствием статусу школьника. Подобные заботы позитивно сказываются на качестве учебы мальчика. У девочек  высокая тревожность не вызывает волнений по поводу оценок, а вызывает серьезные проблемы с межличностными отношениями с окружающими, которые и влияют на успеваемость в школе.
           На успеваемость в школе влияет и еще одна личностная характеристика ребенка – агрессивность. Высокий уровень агрессивности приводит к значительному снижению успешности прежде всего у девочек. У мальчиков снижение успеваемости наблюдается только в том случае, если его агрессивность выходит за рамки допустимого. Однако, отсутствие агрессивности в личности ребенка также приводит к снижению успешности, что может указывать на снижение энергетических ресурсов организма этих детей.

                      Уважаемые родители!    Вы можете помочь своему ребенку.  По мнению специалистов, такую диагностику следует проводить за год-два до начала школьного обучения, когда проблемы только обозначаются и легче всего поддаются коррекции. Поэтому, если у вас есть возможность, не откладывайте дело «в  долгий ящик», а встретьтесь со специалистами, которые дадут конкретные рекомендации относительно вашего ребенка.