пятница, 3 декабря 2010 г.

Развитие и уточнение пространственных представлений у детей2

     Пространственные представления включают в себя определение формы, величины, местоположения и перемещения предметов относительно друг друга и собственного тела. Они играют значительную роль во взаимодействии человека с окружающей средой и служат необходимым условием ориентировки в ней.

    Как отмечал П.Ф. Лесгафт, каждая сознательная работа требует серьезного понимания соотношений пространства и времени и умения справляться с ними. Недостаточная сформированность пространственно-временных представлений у дошкольников обязательно будет сказываться на формировании полноценной связной речи, а у школьников - на развитии навыка чтения и письма. Ведь для овладения письмом ребенку необходимо научиться взаимно трансформировать пространственную последовательность - графических знаков и временную - звуковых комплексов. Таким образом, временной и пространственный аспекты восприятия и воспроизведения речи не могут быть разобщены.
    Дети, у которых не сформированы пространственные представления, не используют предлогов, обозначающих пространственные взаимоотношения предметов, людей и животных («над», «под»). Дошкольники, а иногда и младшие школьники затрудняются в дифференциации предлогов «к-у», «в-на» («к дому - у дома», «в столе - на столе»). Нередко они смешивают предлоги «перед - после - за». Например: «Шкаф стоит после стула» вместо «Шкаф стоит за стулом». Или «Лето бывает перед весной, а осень после зимы».
     Дошкольники испытывают трудности при использовании прилагательных «широкий - узкий», «толстый - тонкий». Они заменяются обозначениями «большой» или «маленький» («широкая река - большая река», «тонкий стебелек - маленький стебелек»). Часто у них наблюдается запаздывание формирования «схемы тела». В дальнейшем могут появиться сложности при ориентировке в схеме тетрадного листа. Например, дети долго не могут усвоить и довести до автоматизма стандартные требования к оформлению письменных работ (пропуск определенного количества строчек или клеточек, выделение красной строки, соблюдение полей письма в два-три столбика, равномерное заполнение тетрадного листа текстом).
    Закономерные на ранних этапах обучения грамоте ошибки (зеркальное написание букв), в норме исчезающие по мере формирования навыка письма, оказываются у таких детей достаточно стойкими.
    Дети с проблемами в усвоении временных представлений испытывают сложности при обозначении основных единиц времени и периодов человеческого возраста. При этом, если слова называют категории, существенно различающиеся по внешним признакам («зима - лето», «день - ночь»), ошибок не допускается. Но, если различия не столь ярко выражены («весна - осень», «вечер - утро»), возникают значительные затруднения. Проблемы появляются при различении сходных в понимании детей описаний («птицы прилетают - птицы улетают», «листья опадают - листья прорастают», «день прибывает - день убывает», «солнце всходит - солнце заходит»). Это связано со сложностями выделения в структуре слова и дифференциации приставок, имеющих пространственное значение. Детям становится не понятно, например, куда полетели птицы. Ясно лишь то, что они перемещаются.
    Даже ученики средней школы испытывают трудности при назывании месяцев и соотнесении их с соответствующим временем года. Так, пятиклассник Кирилл С., убежденный, что зимних месяцев в календаре четыре, причисляет к ним и ноябрь.
Не меньше сложностей вызывает формирование навыка определения времени по механическим часам. Причем даже серьезное внимание к проблеме зачастую долго не позволяет автоматизировать приобретенный навык.
    Достаточно распространены и у дошкольников, и у школьников ошибки при определении и соотнесении возраста и ролей в семье. Трудности вызывает образование отчества от имени отца или дедушки. Так, типичным ошибочным ответом на просьбу представиться полным именем будет вариант «Саша Димович» или «Витя Лешевич». И, безусловно, нас не мог оставить равнодушными ответ третьеклассницы Сони Д. На просьбу назвать полное имя мамы, девочка, надолго задумавшись, наконец сказала: «Клава… А может, и не Клава…»
    Недостаточно развитая ориентировка во времени, в дошкольном возрасте проявлявшаяся в ошибках грамматического оформления устной речи, в школе выльется при письме в выраженные аграмматизмы. Сюда относится и различение настоящего, прошедшего и будущего времени глагола («Иду я вчера. Иду я сегодня. Иду я завтра»), и употребление глагола совершенного и несовершенного вида («Я делал домашнюю работу - Я сделал домашнюю работу»).

1. Дифференциация правой и левой частей тела (руки, ноги, глаза, уши)


    Параллельно уточняются те названия парных частей тела, которые с трудом закрепляются в словаре («голень», «бедро», «щиколотка», «запястье», «стопа», «кисть», «плечо» и т.д.).
Задания и упражнения
  • Поднять правую руку, левую руку.
  • Показать, где у педагога правая, левая рука.
  • Назвать предметы, которые расположены справа, слева.
  • Пробы Хеда.
Наглядный вариант
    Ребенку предлагается воспроизвести движения, выполняемые взрослым, сидящим напротив: коснуться левой рукой правого уха, правой рукой левого глаза, правой рукой правого глаза и т.д. Задание требует мысленной пространственной переориентировки для преодоления тенденции к зеркальному воспроизведению. Ошибки возникают не только при нарушении пространственного праксиса, но и при снижении психической активности детей.
Речевой вариант
    В этом случае работают над простой ориентировкой: поднять левую руку, показать правый глаз, левую ногу. Если задание выполнено, то переходят к следующему, если нет - прекращают занятие.

2. Ориентировка в окружающем пространстве


    При этом учитывается, что ориентировка в горизонтальных направлениях («сзади - спереди», «вперед - назад») страдает больше, чем в вертикальных («вверху - внизу», «сверху - снизу», «над - под»). Наиболее яркой отличительной особенностью детей  является неспособность овладеть понятиями «слева - справа», «левый - правый», «лево - право».
А.Н. Корнев связывает это с тем, что среди всех речевых обозначений направлений пространства весьма отвлеченные понятия «левое» и «правое» имеют наименьшее чувственное подкрепление. В отличие от них, понятия «впереди - позади» подкрепляются ощущением различий вентральной и дорзальной (Вентральный (от латин. venter - живот, брюхо) - брюшной. Термин, применяемый в анатомии животных и человека к органу (или его части), расположенному на брюшной стороне.
    Дорзальный, дорсальный (от позднелатин. dorsum - спина - спинной. В анатомии животных и человека - часть тела, его поверхность, орган, расположенные на спине.) частей тела, а «верх - низ» - отношениями к вертикальной оси «голова - ноги». Подобная абстрактность значительно затрудняет усвоение данных словесных категорий в онтогенезе.

Задания и упражнения

  • Положить ручку справа от тетради; положить карандаш слева от книги; сказать, где находится ручка по отношению к книге и карандаш по отношению к тетради - слева или справа. Так же проводится определение пространственного расположения трех предметов: положить книгу перед собой, слева от нее поместить карандаш, справа - ручку.
  • Стоя друг за другом, назвать стоящего впереди, сзади; стоя в шеренге, назвать стоящего справа, слева.
  • На демонстрационном полотне расположить соответствующие картинки слева и справа от заданного предмета.
  • Сидя за столом, определить его правый и левый края.
  • Определить место соседа по отношению к себе, соотнеся это с соответствующей своей рукой; определить свое место по отношению к соседу, ориентируясь на его руку.
  • Стоя попарно, лицом друг к другу, по команде логопеда один из партнеров определяет сначала у себя, затем у товарища правую руку, левую ногу и т.д., затем они меняются ролями.
  • Определить правый и левый рукава у блузки, лежащей спинкой вверх; потом спинкой вниз. Определить левый и правый карманы у джинсов (вид спереди и сзади).
  • Определить, след какой ноги (правой или левой) отпечатан на песке.
  • Назвать последовательность расположения цветов радуги. В случае затруднения можно воспользоваться подсказкой («Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан»).

Последовательность числового ряда на примере первого десятка (1 2 3 4 5 6 7 8 9):
- назвать первое число справа, слева. Какое из них больше?

Определить, в каком направлении возрастают числа в ряду;
- прочитайте ряд в обратном порядке (справа налево). Определить, как изменяется величина чисел в этом направлении (уменьшается);
- показать число 4. Есть ли у него соседи в ряду? Какое число стоит слева от 4? Больше оно или меньше, чем 4?

Назвать соседей числа 4 справа, сравнить их по величине;
- показать соседа слева;
- показать соседа справа;
- вернуть число на место (1 3 2 и т.д.).

 

3. Определение пространственных соотношений элементов графических изображений и букв


    На данном этапе развивается зрительное восприятие пространственного расположения предметов и их компонентов.

Задания и упражнения
  • Написать называемые геометрические фигуры (впоследствии - буквы) справа или слева от вертикальной линии.
  • Определить пространственное расположение рисунков на картинке относительно друг друга.
  • Кто находится в центре рисунка? (Бабочка.)
  • Что находится в правом верхнем углу? (Туча.)
  • Что находится слева от бабочки? (Ромашка, птица.)
  • Где находится дом по отношению к бабочке? (Внизу слева.)
  • Где находится туча по отношению к бабочке, собаке, птице? (Наверху справа, над собакой, справа.)
  • Кто находится в правом нижнем углу? (Собака.)
  • Дорисовать правое ухо. Дорисовать левое ухо.
  • Дорисовать левую бровь и правый глаз. Дорисовать правое ухо и левый глаз.
  • Рассмотреть буквы. Вычеркнуть те из них, которых нет в русском алфавите.

                                                 Я, R, И, b, N, V, L, v, Г, р, d.