вторник, 3 января 2012 г.

Близорукость у детей

При рождении глаза ребенка сформированы и готовы рассматривать окружающий мир. Но есть одна особенность строения глазного яблока у новорожденного, касающаяся соответствия между размером глаза и силой его оптического аппарата. Если измерить ультразвуком размер глаза у новорожденного ребенка, то его диаметр равен около 16,2 мм (у взрослого человека размер глаза составляет 24 мм). Это и понятно, ведь глазу, как и любому другому органу ребенка, предстоит расти.


В то же время, на первом году жизни преломляющая сила оптического аппарата глаза (рефракция) не соответствует размеру глазного яблока. При нормальном развитии она относительно слабая, и это называется дальнозоркостью, то есть рефракция «+».

При дальнозоркости изображение не фокусируется прямо на сетчатке, а сам фокус находится как бы за глазом. Такое взаимоотношение между размером глазного яблока и оптической системой создано природой не просто так. Этот «запас» дальнозоркости, обычно он составляет 2–4 диоптрии, постепенно расходуется по мере роста глаза ребенка. Обычно к 7–10 годам глазное яблоко достигает своего полноценного размера. При этом фокус изображения перемещается прямо на сетчатку и, таким образом, достигается полное соответствие между размером глаза и его преломляющей силой оптического аппарата. Такое состояние называют эмметропией, то есть нулевой рефракцией – ни «+» и не  «–».

Если же размер глаза по каким-либо причинам продолжает увеличиваться, то фокус изображения будет находиться перед сетчаткой и сила оптического аппарата становится сильнее, чем это нужно. Такое состояние и называется миопией или близорукостью. Рефракция при этом имеет знак «–». Это значит, что изображение удаленных предметов получается расплывчатым, а изображение близких – четким. Таким образом, получается, что близорукий человек плохо видит вдаль и хорошо вблизи.

Различают несколько видов близорукости.

Первый связан с различными наследственными или врожденными нарушениями. При таком состоянии близорукость является по своей сущности заболеванием и может привести к серьезным последствиям. Врожденная близорукость выявляется обычно на первом году жизни и требует длительного диспансерного наблюдения у офтальмолога.

Наследственная близорукость может проявляться в более старшем возрасте, имеет прогрессирующий характер и тоже требует диспансерного наблюдения офтальмолога. Но есть еще один вид близорукости, который в меньшей степени связан с патологическим состоянием глаза и не является по своей сущности заболеванием.

С чем это связано?

На сегодняшний день почти каждый третий житель нашей планеты имеет близорукость. Почти 30% учащихся в развитых странах (в том числе и в России) плохо видят вдаль и хорошо вблизи, то есть обладают близорукостью. И связано это с нашим современным образом жизни. Возрастающие с каждым годом ненормированные зрительные нагрузки, несоблюдение гигиены труда, а также чрезмерное увлечение просмотром телевизора и компьютерными играми – все это приводит к перегрузке специальных мышц внутри глаза и к их спазму.

При этом появляются первые признаки близорукости:

- постепенно зрение вдаль начинает ухудшаться;

- при рассматривании отдаленных предметов ребенок часто «щурится»;

- могут появиться жалобы на дискомфорт, быстрое утомление, рези в глазах, зуд и даже головную боль.

Все это признаки развивающейся «ложной» близорукости или так называемого спазма аккомодации. Такое состояние обратимое, так как не связано пока с размером глазного яблока. Если вовремя принять меры, то можно избежать появления уже истинной близорукости, при которой размер глаза превышает норму.

Что делать, чтобы избежать возникновения близорукости?

В первую очередь необходимо общее укрепление организма, физическая активность и рациональное питание. Проще говоря, ребенок не должен часами просиживать за письменным столом или за экраном телевизора и компьютера, а вести здоровый образ жизни.

Во-вторых, соблюдение требований гигиены зрения и по возможности ограничение зрительной работы на близком расстоянии.

Эти требования очень просты и сводятся к правильно организованному рабочему месту и правильной осанке при зрительной работе. Все знают, что рабочий стол должен быть хорошо освещен. Свет от настольной лампы должен падать слева (если ребенок правша). Высота стола и стула должны быть оптимально подобраны. Но это не главное. Главное – правильная осанка и поза ребенка за письменным столом. Очень часто дети принимают «лежачую» позу за столом. При этом нагрузка на зрительный аппарат значительно возрастает и способствует появлению «ложной» близорукости. Приучите ребенка к правильной позе: спина прямая, расстояние от поверхности стола до глаза – 30–40 см. Ребенок не должен «наваливаться» на стол всем телом, а сидеть так, чтобы не касаться даже его края. Нельзя разрешать ребенку читать лежа или в какой-либо другой позе.

Нежелательно читать в транспорте.

Теперь несколько слов о времени зрительной работы.

Многих родителей мучает вопрос: «Сколько можно смотреть ребенку телевизор или играть в компьютерные игры?» Четких норм не существует. Можно только точно сказать, что как в просмотре телевизора, так и при игре в компьютер необходимо делать перерывы – каждые 30–40 минут по 10–15 минут. Особенно это касается игры на компьютере. При чтении или письме следует придерживаться правил, установленным в школе: длительность урока 40–45 минут, длительность перемены 10–15 минут.

Если у ребенка выявлена близорукость

Небольшая близорукость (2–3 диоптрии) – это не трагедия. Учитывая современные повышенные зрительные нагрузки – это приспособление организма к таким нагрузкам. Близорукому глазу гораздо легче работать вблизи, чем какому-либо другому. Главное в этой ситуации – остановить или замедлить прогрессирование близорукости и предотвратить развитие осложнений. 

Профилактика прогрессирования близорукости включает в себяцелый ряд различных тренировок, разработанных для укрепления внутриглазной мышцы. Проводятся они под руководством врача. Но самое главное упражнение придумано много лет назад – «метка на стекле».

Упражнение «метка на стекле»

Ребенок становится перед оконным стеклом и держит перед собой на расстоянии 30–40  см любой предмет (ручка, карандаш, даже просто свой палец). Первоначально взгляд направляется сквозь оконное стекло на любой предмет вдали, лучше неподвижный (машина, дом, дерево, вывеска).

Выбранный предмет фиксируется несколько секунд, а затем взгляд резко переводится на близкий предмет в руке ребенка. Этот близкий предмет также несколько секунд фиксируется взглядом, а потом зрительная фиксация переносится обратно на далекий предмет. Таким образом, ребенок фокусирует взгляд то на далеком, то на близком предмете. Это упражнение рекомендуется выполнять по 7–10 минут несколько раз в день.

В дополнение к перечисленным методам широко используется медикаментозное устранение спазма внутриглазной мышцы, возникающего в ответ на повышенные зрительные нагрузки. Это достигается путем закапывания в глаз специальных капель. Назначает такое лечение только врач. Он выписывает рецепт на капли, определяет сроки закапывания и наблюдает за процессом лечения. Самостоятельно применять капли не рекомендуется.

Довольно часто косвенным образом на прогрессирование близорукости могут повлиять различные функциональные расстройства в организме ребенка. В основном это касается нарушений кровообращения в шейном отделе позвоночника, которые могут быть связаны с неправильной осанкой, спазмом кровеносных сосудов, а также с психоэмоциональным состоянием ребенка. Для выявления этих сопутствующих нарушений рекомендуется пройти: допплеровское исследование сосудов шейного отдела позвоночника, рентген этого же отдела, консультацию невропатолога. В зависимости от полученных данных назначаются дополнительные лечебные процедуры: физиотерапевтическое лечение, лечебная физкультура, массаж.

Чем же опасна близорукость?

Большинство родителей пугает тот факт, что ребенок носит очки. Сама по себе близорукость – не проблема. Самое главное при близорукости – это развитие осложнений. В некоторых случаях увеличенный в размере глаз приводит к развитию дистрофии сетчатки.

Дистрофия – это участки ослабленной и истонченной сетчатки, которые рано или поздно могут привести к более грозному осложнению – отслойке сетчатки. Это уже серьезная проблема и может сопровождаться значительной потерей зрения. Поэтому ребенку с близорукостью необходимо каждые шесть месяцев обследовать глазное дно.

К величайшему сожалению, у детей младше 7 лет начальную близорукость невооруженным глазом распознать практически невозможно. А вот если зрение снижается на 70–80%, это уже становится очевидным. Ребенок часто спотыкается, плохо спускается по ступенькам, начинает прищуриваться. Родителям нужно отдавать себе отчет в том, что зачастую дети не замечают у себя снижения зрения, особенно если это происходит постепенно. Поэтому даже при отсутствии жалоб ребенка следует показывать детскому офтальмологу как минимум раз в год. Это позволит вовремя выявить заболевание глаз у вашего малыша и разработать индивидуальную тактику диспансерного ведения и лечения.

Источник:http://nashi-deti.info/blizorukost-u-detey

Комментариев нет:

Отправить комментарий