пятница, 25 марта 2011 г.

Федина: дошкольное и предшкольное образование – разные понятия

Одним из приоритетных направлений развития образовательной системы РФ названа предшкольная подготовка. В условиях сокращения доли детей, посещающих детский сад, она должна была стать альтернативой полноценному дошкольному образованию. О том, как удалось реализовать эту идею за прошедшие шесть лет, в интервью РИА Новости рассказывает руководитель Центра дошкольного образования Института стратегических исследований в образовании РАО Нина Федина.
- Нина Владимировна, не получилось ли так, что предшкольная подготовка подменила собой дошкольное образование? Что вкладывается в это понятие?
- По поводу предшкольного образования было много дискуссий, и со стороны могло показаться, что дошкольного образования в России не будет. Но оно отстояло свои позиции, не исключая возможности предшкольной подготовки детей, по тем или иным причинам не посещавших детский сад.

Готовность к школе и подготовка к школе – не одно и то же, и родители должны это понимать. Если целенаправленно готовить ребенка к школе, изучая с ним те же предметы, что изучаются в первом классе, используя те же методы, те же учебники, это будет в определенном смысле «натаскивание». Поступив в первый класс, такой ребенок первое время будет «тянуть руку» на уроках, проявлять активность, получать хорошие оценки, но потом неизбежно начнет отставать.
В системе дошкольного образования ребенок долгое время рассматривался как носитель набора знаний, умений и навыков, и педагогам, воспитателям тяжело перестроить свое мышление. Они зачастую не понимают, что дошкольное образование – это сопровождение ребенка в познании мира, поддержка и помощь в развитии.
- Означает ли это, что реформа «дошколки» обречена?
- За последние годы я была во многих регионах и могу сказать: новый материал по дошкольному образованию – федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования – хорошо воспринимается педагогами, они его ждали, поскольку интуитивно чувствовали, что до сих пор делали что-то не так. Появление примерной программы для детских садов поможет педагогам перестроиться самим и многое объяснить родителям. При этом не следует забывать, что степень профессионализма работников детских садов – разная.
- Какая форма занятий с детьми старшего дошкольного возраста наиболее эффективна? Ведь они могут посещать не только детсады, но и дошкольные группы при школах, клубах.
- Наиболее эффективно, конечно, дошкольное учреждение: оно в наибольшей степени отвечает потребностям ребенка, прежде всего физическим. Процесс усвоения чего-то нового связан здесь с жизнедеятельностью. Не нужно организовывать специальные учебные занятия в специально отведенное время, материал дается как бы попутно. Ребенок не должен чувствовать, что с ним специально чем-то занимаются, и тогда процесс усвоения происходит естественно, непринужденно.
Я видела много примеров неудачной организации дошкольных групп в общеобразовательных учреждениях – чаще в сельской местности, где нет возможности открыть детский сад, но в такой безвыходной ситуации с этим можно смириться.
- Как решить проблему доступности дошкольного образования? Даже в Москве детей записывают в детские сады еще до рождения…
- Эту проблему в ближайшее время решить не удастся – универсального рецепта нет, поскольку, прежде всего, не хватает помещений. В разных регионах появляются свои подходы к решению этого вопроса.
Так, сейчас активно распространяется пермский опыт. В Перми очередь в детские сады составляла около 7 тысяч человек. Чтобы решить проблему, там стали открывать новые детские сады, у старых зданий детсадов появились пристройки или надстроенные этажи, стали использоваться помещения, не принадлежащие муниципалитету. Например, дошкольные образовательные услуги на основе муниципального заказа взяли на себя индивидуальные предприниматели. И хотя по этому пути рискнули идти не многие регионы – ведь в соответствии с федеральным законодательством только юридические лица могут оказывать образовательные услуги, в Перми названый опыт успешен.
- Каковы перспективы развития дошкольного образования в России?
- Во-первых, будет и дальше решаться проблема охвата детей дошкольным образованием. Во-вторых, в новом интегрированном законе об образовании, который сейчас разрабатывается, предусматривается разработка федерального государственного стандарта дошкольного образования: будут сформулированы требования не только к структуре основной образовательной программы и условиям ее реализации, но и к результатам ее освоения.
Материал подготовила Анна Козлова (ГУ-ВШЭ), специально для РИА Новости

Комментариев нет:

Отправить комментарий