пятница, 7 января 2011 г.

Не толкайте детей в гении

Мы публикуем отклик на «личный опыт» нашего читателя «Учить детей музыке – толкать их в нищету или к отъезду». – ред.
Будет ли он «лабать» (как тут сказали) в шалмане или в оркестре – кусок хлеба за день работы ему положен. Какой кусок хлеба и с маслом ли – уже вопрос следующий.
Я же хочу перейти к третьему вопросу, может, к тридцать третьему. Каждый музыкант, художник, скульптор (и т.д.), средством существования которого является только музыка, кисть, глина (и т.п.), реально ли осознает свое место в жизни, в искусстве в том числе. Я не очень представляю, что возможен выбор такой стези в юности без потаенной гордости родителей, что уж он-то точно будет новым Рихтером, Репиным, Роденом.
Если сам молодой человек видит себя только музыкантом да плюс все родственники с преподавателями пророчат огромное будущее, то каково потом живется «33-ей» скрипкой в оркестре?
И чувствуют ли его родственники, преподаватели ответственность за не сложившуюся жизнь «гения», к которой они сами его толкали?
Понятно, что заявленные в детстве-юности способности, не всегда обещают расцвести гениальностью в дальнейшем. В теории это знают все, в приложении к собственному ребенку - не всегда.
Значит, надо давать на будущее или «запасной круг» в виде параллельного образования, или готовить юного гения к реальной жизни – на всякий случай. И не надо ставить знак равенства между усилиями и результатом в таком зыбком мире! Мол, будешь много работать и признание обеспечено. Можно привести кучу примеров, когда сверкнувшая в юности «звезда» закатывалась через пару лет. И сколько спивались, рано уходили из жизни именно из-за непомерно высокой планки, которая оказалась «не по зубам» или недоступна по другим обстоятельствам.
Почему-то детям, имеющим математические, физические и другие способности к точным наукам, не ставят задачу стать только Ломоносовым и никак не меньше. И сам ребенок, выбирая, например, инженерную профессию, изначально знает, что он и будет «33-ей скрипкой» в коллективе бОльшую часть жизни, если не всю. Что любые технические, научные открытия базируются на огромном труде многих людей, часто целых поколений. Никто в одиночку не построит мост или космическую станцию. И каждый на своем месте горд своим трудом, потому что инженерный труд всегда производителен.
Я нисколько не умаляю трудов людей творчества и не призываю всех стройными колоннами идти только в технические вузы. Мне хочется, чтобы человек на любом месте был счастлив! Если всю жизнь гОрится, что не стал Моцартом, а «всего лишь» преподавал в музыкалке, то мы имеем минус одного счастливого человека для общества. И таких «минусов» среди людей «смычка» или «штихеля» набирается часто гораздо больше, чем в других профессиях. Но разве это отменяет задачу родителей при формировании человека использовать все возможности?
Дайте своим детям в детстве всё, что вы в состоянии дать. Музыкальные занятия так же организуют и тренируют мозг, как гимнастика тело, математика ум. Нет лишних школ в детстве! Кто научился в детстве распределять время и успевать со многими занятиями, будет и взрослым всё успевающим человеком. У всесторонне развитой личности будет гораздо более насыщенная жизнь, чем у «диванно-прикладных» личностей. Но не выталкивайте ребенка в «гении» насильно! Ориентируйте его на нормальную жизнь, с её реалиями и трудностями. Музыканты в ресторане так же нужны, как и симфоническому оркестру. Без художника по тканям трудно представить современную одежду и интерьеры. А кто-то построил прекрасные здания филармонии и стадиона. Общие достижения человечества никак не отменяют неординарности каждого человека. И жизнь сама проявит каждого.

А как Вы считаете? Ваш коментарий...


Комментариев нет:

Отправить комментарий