Если вы чувствуете, что у вашего будущего первоклассника есть какие-то трудности, которые могут усложнить его адаптацию к школьной жизни, своевременно помогите ему разрешить их.
Буду рада, если памятка послужит вам ориентиром в этом.
Как проверить способность ребенка
управлять рукой?
ü Возьмите двухрублевую монету, положите ее на лист бумаги и обведите карандашом.
ü Положите в центр полученного круга рублевую монету и тоже обведите карандашом. Получится 2 кружка.
ü Попросите ребенка нарисовать свой кружок между
этими двумя. Посмотрите, какой кружок у него
получится. Заодно проверите, сложилось ли у него понимание слова «между».
ü Если ребенок Вас не понимает, сделайте два таких концентрически
расположенных кружка и на одном из них покажите ребенку образец действия.
Дефект 1. Линия
нарисованной ребенком окружности мелко дрожит, отражая
дрожание руки ребенка. Причины высокого тремора мы
перечислили выше. Это возрастное дрожание рук стабилизируется ближе к 24
годам, если не запьет, но это тоже уже другая проблема. И если ты обнаружил, что рука ребенка дрожит,
срочно проверь, все ли в порядке у
него со здоровьем, и оглянись, все ли хорошо и спокойно у тебя в доме.
v Устрани причины, травмирующие ребенка и разрушающие его психическое
здоровье, иначе скоро будешь иметь проблемы и со здоровьем в целом.
v Особенно
осторожно поступай с наказанием. Увидев, как ребенок вздрагивает при внезапном
громком звуке или движении твоей руки,
родитель, испугайся и задумайся. Пойми, насколько забит и запутан твой
ребенок. Не от этого так дрожат его руки?
v Проследи, умеет ли смотреть в лицо, стоять прямо, говорить уверенно и громко. Не заставляй, а понаблюдай. А если нет - встревожься, потому что это еще один результат твоего узурпаторства - детская запуганность. А за ней следуют эмоциональная тупость и снижение интеллекта.
v Подумай, не стараешься ли ты сделать своего ребенка просто удобным, не мешающим тебе и не тревожащим тебя, частью мебельного интерьера в месте твоей жизни?
Отсутствие координации движений руки.
Дефект 2. Нарисованная ребенком линия не идет посередине пространства между
окружностями, а слишком приближается к наружному или
внутреннему кругу и даже пересекает их. Причина в низкой скоординированности движений рук.
Способы устранения
Игра «Пиши, что хочешь». Ребенку дается небольшой лист плотного
ватмана или тонкого картона, в котором сделана прорезь высотой 0,5 см . Шаблон кладется на
листок, и ребенок в этой прорези рисует, что хочет: палочки, кружки, волнистые
линии. Цель работы в том, чтобы
пальцы привыкли к размаху в размере амплитуды 5 мм - впоследствии это
поможет буквы писать одинаковой высоты. Кроме того, рука
отучается от «эффекта циркуля» - сползание со строки и привыкает к «эффекту рейхсшины» - движение по прямой
строке.
Игра «Попади пальцем в кружок». Ребенку дается лист, на которой нарисованы цветные
кружки. Нужно разными пальцами поочередно попадать
в кружки, цвет которых называет родитель.
Игра
«Мушкетеры». Делаются шляпа с бумажным пером, мушкетерский плащ и деревянные шпаги.
Их концы закруглить, намазать клеем и
покрыть несколькими слоями бинта.
К шторе прикрепляется лист ватмана, в разных
местах которого нарисованы или приклеены гусь, баран,
мяч, машина и др. командует: «Гусь! Баран! Машина!». Мушкетер делает
выпад вперед, стараясь попасть в указанный рисунок. Таким образом, мы
отрабатываем координацию крупных движений.
Еще один важнейший способ устранения этого дефекта - поручить ребенку обводить рисунки с четким
контуром. Когда ребенок просто рисует, его рука идет, куда душа его просит.
Когда он обводит, рука идет туда, куда ее направляют сигналы мозга. Рука
дисциплинируется, учится подчинятся этим сигналам. И когда он придет в школу, учительница нарисует на доске буковку и скажет:
«Пиши так», его рука будет готова к этой деятельности.
Обратите
внимание, насколько проводимые ребенком линии отходят от линии
рисунка. Какие именно: вертикальные, горизонтальные или косые?
Их написание потом нужно будет потренировать.
Если хотите рисунок использовать для этого упражнения
многократно, накройте рисунок прозрачной бумагой или пленкой и зафиксируйте контур.
Работа не
должна содержать элементов
насилия и принуждения, проходить весело и занятно для ребенка. Занятия должны быть кратковременными и завершаться
раньше, чем надоели ребенку.
Желаю удачи!
Комментариев нет:
Отправить комментарий