четверг, 9 февраля 2012 г.

Как проверить способность ребен­ка управлять рукой?


Если вы чувствуете, что у вашего будущего первоклассни­ка есть какие-то трудности, которые могут усложнить его адаптацию к школьной жизни, своевременно помогите ему разрешить их.

Буду рада, если  памятка послужит вам ориентиром в этом.



Как проверить   способность ребен­ка управлять рукой?

ü Возьмите двухрублевую монету, положите ее на лист бумаги и обведите карандашом.

ü Положите в центр полученного круга рублевую монету и тоже обведите карандашом. Получится 2 кружка.

ü Попросите ребенка нари­совать свой кружок между этими двумя. Посмотрите, какой кружок у него получится. Заодно проверите, сложилось ли у него понимание сло­ва «между».


ü Если ребенок Вас не понимает, сделайте два таких кон­центрически расположенных кружка и на одном из них покажите ре­бенку образец  действия.

Дефект 1. Линия нарисованной ребенком окружности мелко дрожит, отражая дрожание руки ребенка. Причины высокого тремора мы перечислили выше. Это возрастное дрожание рук стабилизируется ближе к 24 годам, если не запьет, но это тоже уже другая проблема. И если ты обнаружил, что рука ребенка дрожит, срочно проверь, все ли в порядке у него со здоровьем, и оглянись, все ли хорошо и спокойно у тебя в доме.

v Устрани причины, травми­рующие ребенка и разрушающие его психическое здоровье, иначе скоро будешь иметь проблемы и со здоровьем в целом.

v Особенно осторожно поступай с наказанием. Увидев, как ребе­нок вздрагивает при внезапном громком звуке или движении твоей ру­ки, родитель, испугайся и задумайся. Пойми, насколько забит и запутан твой ребенок. Не от этого так дрожат его руки?

v Проследи, умеет ли смотреть в лицо, стоять прямо, говорить уверенно и громко. Не заставляй, а понаблюдай. А если нет - встревожь­ся, потому что это еще один результат твоего узурпаторства - детская запуганность. А за ней следуют эмоциональная тупость и снижение интеллекта.

v Подумай, не стараешься ли ты сделать своего ребенка просто удобным, не мешающим тебе и не тревожащим тебя, частью мебельного интерьера в месте твоей жизни?



Отсутствие координации движений руки.

Дефект 2. Нарисованная ребенком линия не идет посередине пространства между окружностями, а слишком приближается к наруж­ному или внутреннему кругу и даже пересекает их. Причина в низкой скоординированности движений рук.

Способы устранения

Игра «Пиши, что хочешь». Ребенку дается небольшой лист плотного ватмана или тонкого картона, в котором сделана прорезь вы­сотой 0,5 см. Шаблон кладется на листок, и ребенок в этой прорези ри­сует, что хочет: палочки, кружки, волнистые линии. Цель работы в том, чтобы пальцы привыкли к размаху в размере амплитуды 5 мм - впо­следствии это поможет буквы писать одинаковой высоты. Кроме того, рука отучается от «эффекта циркуля» - сползание со строки и привыка­ет к «эффекту рейхсшины» - движение по прямой строке.

Игра «Попади пальцем в кружок». Ребенку дается лист, на которой нарисованы цветные кружки. Нужно разными пальцами пооче­редно попадать в кружки, цвет которых называет родитель.

Игра «Мушкетеры». Делаются шляпа с бумажным пером, мушкетерский плащ и деревянные шпаги. Их концы закруглить, нама­зать клеем и покрыть несколькими слоями бинта.

К шторе прикрепляется лист ватмана, в разных местах кото­рого нарисованы или приклеены гусь, баран, мяч, машина и др. коман­дует: «Гусь! Баран! Машина!». Мушкетер делает выпад вперед, стараясь попасть в указанный рисунок. Таким образом, мы отрабатываем коорди­нацию крупных движений.

Еще один важнейший способ устранения этого дефекта - пору­чить ребенку обводить рисунки с четким контуром. Когда ребенок про­сто рисует, его рука идет, куда душа его просит. Когда он обводит, рука идет туда, куда ее направляют сигналы мозга. Рука дисциплинируется, учится подчинятся этим сигналам. И когда он придет в школу, учи­тельница нарисует на доске буковку и скажет: «Пиши так», его рука бу­дет готова к этой деятельности.

   Обратите внимание, насколько проводимые ребенком линии от­ходят от линии рисунка. Какие именно: вертикальные, горизонтальные или косые? Их написание потом нужно будет потренировать.

Если хотите рисунок использовать для этого упражнения много­кратно, накройте рисунок прозрачной бумагой или пленкой и зафикси­руйте контур.



Работа не должна  содержать элементов насилия и принуждения, проходить весело и занятно для ребенка. Занятия должны быть кратко­временными и завершаться раньше, чем надоели ребенку.





Желаю удачи!

Комментариев нет:

Отправить комментарий