воскресенье, 20 февраля 2011 г.

Как научить ребенка достойно проигрывать...

<><><> 
Всегда ли дети спокойно реагируют на проигрыш в игре или на соревновании?  

Огорчаться при проигрыше – совершенно нормально!
Это значит, что у ребенка есть адекватный уровень притязаний и целеустремленность, для него важны достижение успеха и социальное одобрение.
Беспокоиться нужно в случаях, если при проигрыше ребенок:
● наносит ущерб себе или другим людям (дерется и бросается игрушками) либо начинает сам себя кусать, щипать и т. д.);
● однажды проиграв, наотрез отказывается впредь участвовать в этой игре или занятии;
● замыкается в себе и не радуется дальнейшим выигрышам.
Важно помнить, что свою реакцию на проигрыш ребенок на 90 % формирует, глядя на то, как ведут себя его родители, когда:
● сами проигрывают;
● проигрывает ребенок;
● проигрывают другие.
Ваш проигрыш – это трагедия, вы злитесь и доказываете, что победитель играл нечестно? Если вы – победитель, считаете ли проигравших «лохами» и неудачниками? Полагаете ли вы, что победа – результат лишь ваших стараний и упорного труда (правильной стратегии)? Позволяете ли себе злорадствовать, когда выигрываете у ребенка? Тогда не удивляйтесь, если ваш ребенок не научится проигрывать с достоинством и делать очень ценные выводы из неудач.
Как помочь ребенку спокойно пережить проигрыш?
● Научите малыша адекватно выражать агрессию, но ни в коем случае не подавлять ее! Разрешается бурчать, возмущаться, кричать, топать ногами и махать руками, не оскорбляя при этом себя и других, не причиняя физического ущерба предметам и людям.
● Не пытайтесь сделать вид, что ничего не произошло. Если родители покажут, что считают ерундой то, что важно для ребенка, ему от этого легче не станет. Наоборот, оставит его наедине с переживаниями. Признайте право ребенка на неудачу и огорчение: «Наверное, ты очень расстроился из-за проигрыша».
● Научите ребенка (и научитесь сами) адекватно распределять ответственность за успехи и неудачи. Нельзя списывать проигрыш на невезение и «неправильные фишки», но и на лень и невнимательность – тоже.
Когда пройдет первое огорчение, предложите ребенку вместе продумать другую тактику игры, взвесьте, что можно улучшить. Как бы ни было трудно, удерживайтесь от критики и «наездов». И обязательно отмечайте, какие действия ребенка помогают ему добиться успеха, что он делал хорошо и правильно.
Часто родители поддерживают в ребенке стремление быть первым во всем, ошибочно полагая, что это и есть главная черта лидера. Но вспомните знаменитый афоризм Уинстона Черчилля: «Успех – это движение от неудачи к неудаче без потери энтузиазма». Как только вы сами поймете значение этих слов, вы сможете научить ребенка проигрывать достойно.
Как научить ребенка достойно проигрывать Печать E-mail

Научите ребенка проигрывать

Каждый хочет быть победителем. Когда кто-нибудь выигрывает или делает что-то хорошо, мы прыгаем и хлопаем в ладоши от восторга. Вознаграждение успеха призами, деньгами и подарками - вот некоторые способы чествования победителя. Это нормально, что многие родители хотят, чтобы их дети выигрывали и были успешными. Что не нормально для ребенка, так это когда его подталкивают к тому, что выигрыш - единственное, что имеет значение и что проигрыш - проявление слабости. Признание поражения не является слабостью. Ребенка легко научить, как выигрывать. Хотя не все могут выигрывать - всегда будет проигравший. Научить ребенка проигрывать - очень важный урок, который ребенок пронесет через все свою жизнь.
Прежде всего заметим, что проблема эта далеко не пустяшная. И обеспокоенной маме следует отдать должное за то, что она не пускает со­бытия на самотек и просит квалифицированного сове­та. Это со стороны может показаться, что дело не стоит выеденного яйца... Сын пла­чет, муж недоволен, а всему виной шашки (шахматы, лото или другая ерунда из той же оперы). Ну, казалось бы, из-за чего ссориться, это же про­сто игра? Но представьте на секунду, что это ВЫ играете, причем с противником, который намного сильнее вас. Он быстро и легко выигрывает раз, второй, третий... При этом посмеивается над вами, отпускает в ваш адрес неле­стные замечания. Вы конфузитесь, бледнеете и красне­ете, а играете от смущения и волнения все хуже и хуже. А теперь, внимание, вопрос! Как считаете, этот человек станет вашим близким дру­гом? А ведь очень часто именно так мы ведем себя со своим ребенком, которого якобы учим играть. Да при этом еще и поучаем: мол, проигрывать надо уметь. В результате - обиды, слезы, фигуры летят с доски, и все расстроены. Дело в том, что и личность ребен­ка, и его нервная система только формируются. Он сравнивает себя с окружаю­щими, и победа в игре озна­чает для него веру в свое мо­гущество, а проигрыш - осоз­нание своей полной ничтож­ности. Оттого и взрыв отчая­ния при проигрыше. (А ведь мы сами нелегко переносим свои проигрыши, просто виду не показываем.) Не правы те родители, кото­рые утешаются фразой «само пройдет». Безусловно, с воз­растом поведение ребенка из­менится - подросток уже вряд ли станет рыдать, проиграв в игре или получив «трояк» по математике. Однако стремле­ние всегда одерживать верх и неумение проигрывать никуда не денутся. И в непростой си­туации, когда реальные условия не соответствуют его при­тязаниям, такой человек будет озлобляться и впадать в деп­рессию, срываться на окружа­ющих, вести себя странно. Поэтому, если проблема возника­ет, то игнорировать ее нельзя ни в коем случае.
Мы не ошибемся, если скажем, что никто не хочет проигрывать. Также не ошибемся, сообщив о том, что многие родители очень переживают, когда видят, как их ребенок проигрывает или терпит неудачу. Как же научить ребенка правильно относиться к поражению? Заложить предварительно фундамент очень важно. Следует подумать над такими моментами:
1. Какими бы ни были интересы ребенка (спорт, музыка, школьные предметы), убедитесь в том, что Вы нашли для ребенка людей, которые смогут его учить и тренировать надлежащим образом. Дополнительные ресурсы и новые люди научат ребенка быть более самостоятельным в том, что он делает. Найдя ребенку преподавателя, Вы тем самым перестаете быть «центром» происходящего, и когда ребенок не справляется, Вы пытаетесь его на этом «поймать». Для ребенка легче слышать и воспринимать конструктивную критику, если она исходит от других людей, а не от родителей. 2. Убедите ребенка в том, что его будут любить независимо от результатов игры, соревнования, и т.д. Многие дети уверены в том, что то, как они справляются с чем-либо, определяет, насколько сильно родители будут их любить. Детям нужно объяснить, что их ценят и любят такими, какие они есть, а не за то, что они умеют. Им нужно знать, что любовь к ним не ограничивается условиями.

3. Необычайно важно позволить ребенку плакать, сердиться и выражать свои эмоции по поводу поражения. Некоторые родители говорят детям не плакать, и что плачь - удел неженок, и что проигравшие не плачут. Для ребенка быть способным на эмоциональную разрядку и выплеснуть свою реакцию очень важно.

4. Не сразу после поражения, а через некоторое время стоит «оглянуться назад». Пообщайтесь с ребенком и узнайте у него, как бы он поступил, если бы можно было вернуть время назад. Напомните ему: «Мы говорим не о том, что ты выиграл или проиграл, а о том, как ты вел себя во время игры». Способствуйте тому, чтобы ребенок обдумал и высказал, какой опыт он извлек из игры.

5. Всегда держите дверь открытой, чтобы ребенок мог поговорить с Вами об определенной области, в которой он соперничает. Может оказаться, что систематические проигрыши являются индикаторами того, что ребенок не готов к определенной деятельности, ему скучно, занятия не доставляют ему радости и удовлетворения, или тренировки неадекватны.
6. Продолжайте поддерживать ребенка. Укажите на то, что то, что Вы видели, Вам понравилось. В то время как ребенок, возможно, делал что-либо не самым наилучшим образом, всегда есть вещи, которые он делал хорошо. Детям важно услышать о том, что они делали хорошо, особенно в свете поражения.
7. Достаточно непросто наблюдать за тем, как кто-то борется. Очень тяжело видеть, как кто-то проигрывает - особенно, если он очень пытается победить. Совет «если с самого начала Вам не повезло, пробуйте снова и снова» может очень расстроить. Хотя, как и со всем остальным в жизни, всегда можно вынести урок из поражения. Не забывайте напоминать детям, что никогда не стоит терять надежду!
Надеемся, что вам помогут следующие советы  психолога:
Гордитесь им - всегда!
Для начала необходимо объяснить ребенку, что если он вдруг проиграет или ему не удастся легко и просто добить­ся своих целей, его не станут меньше любить - наоборот, мама с папой будут продол­жать гордиться им именно потому, что он не сдался, про­должил борьбу несмотря на проигрыш. Ребенок должен быть в этом абсолютно уверен!
Имейте терпение
Так сильно желая победы, детишки, бывает, и жульнича­ют - «незаметно» двигают или убирают фигуры, карты, под­страивают под себя правила, делают лишний ход... Относи­тесь к этому спокойно. Не ду­майте, что из ребенка обязательно вырастет плут и обман­щик, он и сам прекрасно зна­ет, что делает плохо, но победа нужна ему любой ценой, а непререкаемость правил ему пока просто непонятна. Это придет со временем. Так что старайтесь сохра­нять благожелательность, не ругайте малыша слишком сильно - иначе можно совсем уничтожить его мотивацию к победе. Помните, что вместе с ней утрачивается и желание добиваться чего бы то ни было, а это отнюдь не помогает на жизненном пути.
Не играйте в поддавки
Во-первых, он быстро поймет, что вы лукавите, а, во-вторых, поражения ему так же не обходимы как и победы. Надо постараться чередовать успехи и не успехи ребенка. Взять те же шашки. Если например он только учиться в них играть а в уголки уже умеет, сыграйте с ним и в ту и в другую игру. При этом не пользуйтесь промахами ребенка объясните спокойно что он « зевнул» пусть переходит и будет внимательнее. Он будет вам бла­годарен за такую помощь.
Ищите послабее
Хорошо, если у ребенка есть возможность время от времени сыграть с более сла­бым противником, чтобы по­чувствовать, что он вовсе не безнадежен. Но объясните ему, что полезнее играть с противником сильным, потому что это развивает и не дает расслабиться, потому что силь­ный заставляет учиться и со­вершенствоваться. И, кстати, научите своего ре­бенка никогда не смеяться над проигравшим и не оскор­блять его. (Учите на собствен­ном примере!) Дети щедро рассыпают слова «дурак», «дебил», «козел». Объясните, что это недопустимо в игре, где любой игрок может ока­заться сильнее. Однажды проиграв, он может услышать эти же слова в свой адрес, и вряд ли ему это понравится.
Хвалите
Если ребенок проиграл и не сдержался - расстроился, зап­лакал, его надо утешить, объяснить, что от невезения никто не застрахован, что в игре многое значит удача и что это только игра. Постарайтесь объяснить, что с человеком, который всегда побеждает, играть просто неинтересно - ведь в игре очень важен имен­но тот момент, что удача не всегда на твоей стороне и, возможно, тебе не всегда уда­стся быть лучшим. И... тут же похвалите его. После сокрушительного проигрыша слова «Сегодня мне пришлось попо­теть'» или «Ты играешь все лучше!» помогут ребенку не обидеться на себя, на вас и на весь   мир,   а  продолжать учиться играть.
Говорите: «А-я-яй»
Однако если малыш устра­ивает громкую истерику каж­дый раз, когда проигрывает, спокойным, доброжелатель­ным тоном объясните, что процесс игры важен сам по себе, а раз дело кончается скандалом, то с ним вообще никто не будет играть. Если ребенок пообещает, что так больше не будет, но в следующий раз снова закатит скандал, то лучше действи­тельно с ним некоторое вре­мя не играть.
Ждите...
А вы сами так и родились, мастерски умея играть в по­кер (крестики-нолики, лото, дартс и т. п.)? То-то и оно... Наверное, не один год про­шел (а может, и десятиле­тие), прежде чем вы доби­лись своего сегодняшнего результата. И разочарова­ний, наверное, хватало... Так почему же вы от своего малыша немедленного чуда ждете? Наука утверждает, что че­ловеку понадобилась не одна сотня лет, чтобы научиться преодолевать стрес­сы и депрессию, вызванные неудачами. Так дайте же и вы своему ребенку хотя бы пару лет для того, чтобы он научился проигрывать дос­тойно. Просто помогите ему в этом... А там, глядишь, он вас еще на обе лопатки оп­рокинет...
Вдохновляйте!
Правда, это вовсе не озна­чает, что вам остается безу­частно ожидать лучших вре­мен. Примите на заметку вот такую историю...
Однажды один учитель физкультуры, устав от бес­перспективного ученика, ко­торый прыгал хуже всех, последним приходил к фини­шу и т. д. (то есть не умел до­биваться победы в спортив­ных состязаниях), стал авто­матом ставить ему тройки. Лишь бы тот не появлялся на уроках. Однако это не поме­шало стать мальчику... чем­пионом мира. По шахматам. Отсюда вывод: если у ребен­ка не получается что-то одно, то это совсем не озна­чает, что он в принципе не может добиться успеха.
Вот вам и наш последний совет.
Если у вашего ребен­ка что-то получается лучше, чем у остальных - культиви­руйте это его умение. Воз­можно, уверившись в том, что есть области, где он все­гда будет лидировать, ма­лыш перестанет так расстра­иваться из-за неудач в люби­мой игр!
Использованы материалы с сайтов Как научить ребенка проигрывать с достоинством, расскажет наш консультант – психолог, арт-терапевт Анна Рымаренко.